Эколого-биологическая работа в школе
Человек на протяжении своей истории всегда был подчинен Природе. Эта подчиненность порождает необходимость согласования «стратегии общества» и «стратегии Природы». Именно поэтому особую значимость приобретает экологическое образование и воспитание. Когда перед коллективом школы встал вопрос о выборе модели школы, нас привлекла идея экологического образования.
Экологическое образование – это духовное развитие личности, самосознание свое «Я» в общей экосистеме, это возрождение в детях желание учиться, познавать, исследовать, творить.
В результате анализа современных концепций, положенных в основу школьного экологического образования очевидным является вывод, что качественное образование возможно только при совмещении основного и дополнительных образований. Особенностью Федерального Государственного Стандарта нового поколения является акцент на взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность в школе.
Учителями биологии нашей школы совместно с кафедрой естественнонаучного цикла были написаны и апробированы программы по биологии и экологии для уч-хся 5-11 классов. Передовой опыт в этой работе остается за директором школы, заслуженным учителем биологии РФ. Е.Е.Булатовой.
Во первых, это примерная программа «Введение в экологию» для 5 класса Е.В.Алексеевой, Е.Е Булатовой, которая является пропедевтическим курсом к программно-методическому комплексу «Экологическая составляющая» под ред. И.М.Швец.
В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность программ начального и среднего общего образования. Полноценность использования данной программы обеспечивается, тем, что она органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объемом знаний по живой природе и тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных предметов.
Программа рассчитана на 35 часов. Недельная нагрузка – 1 час. Курс предусматривает 9 лабораторных работ и 3 экскурсии. Основное содержание программы включает введение и 4 раздела: Экология организмов (20 часов); Экология видов (3 часа); Экология природных сообществ (5 часов); Экология биосферы (4 часа).
В учебный план второй ступени введен предмет «Экология», выбран УМК под редакцией Н.М. Черновой к программно-методическому комплексу «Экологическая составляющая» под ред. И.М.Швец: «Экология растений», «Экология животных», «Экология человека», «Биосфера и человечество».
Для реализации задач экологического образования школьников на третьей ступени обучения создана программа «Основы экологии» для учащихся 10-11 классов. Примерная программа «Основы экологии» / Е.В. Алексеева, Е.Е. Булатова. Экология. Сборник программ. 6-11 классы – М. : Дрофа, 2011.
Основное содержание программы представлено в 4 разделах: Организм и среда обитания (22 часа); Популяционная экология (10 часов); Сообщества и экосистемы (14 часов); Биосфера и человечество (18 часов).
Из современных методов познания природы в курсе экологии содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании – показывается их взаимосвязь и взаимодополняемость; даются представления об экологическом мониторинге и его инструментарии. Даются представления об экологическом прогнозе и его значении для практической деятельности человека.
Программы по экологии нацелена на развитие научно - познавательного, эмоционально - нравственного, практически - деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и своему здоровью, составляет основу формирования познавательных, информативно - коммуникативных и рефлексивных компетенций, на формирование ценности жизни, как отдельного индивидуума, так и природы в целом и во всех ее проявлениях. Ориентирована на экологическое сознание, воспитание любви к природе, овладение ключевыми компетенциями.
Внеурочная деятельность в школе.
1. Апрельская конференция «Парад Проектов». Учителя и учащиеся школы представляют свои проекты. Большая часть из них, в той или иной степени, затрагивают проблемы экологии и сохранения здоровья. Многие из них выходят из стен школы на уровень города, региона и всероссийский.
Представим некоторые из них.
Проект "Мир ошибок" (учителями англ. языка), задачи которого: сформировать отрицательное отношение к пробе и приёму психоактивных веществ; подвергнуть критическому анализу скрытые мотивы приёма ПАВ; помочь осознать негативные последствия приёма наркотиков для здоровья и душевного благополучия человека; научить уверенному поведению в типичных ситуациях, стимулирующих употребление наркотических веществ; формировать навыки ведения работы по пропаганде здорового образа жизни в среде сверстников; реализовать творческий потенциал уч-ся, их потребность в самовыражении, коммуникативные умения и навыки; развивать дружеские отношения уч-ся параллели в процессе подготовки КТД. Форма представления продукта проекта - выступление агитбригады.
Проект "Вопросы здоровья в курсе истории древнего мира" (учителями истории). Цель, которого – показать учащимся необходимость заботы о своем здоровье на исторических примерах, опыте, накопленном людьми тысячелетиями, и о достижениях человеческой цивилизации. Прогресс и развитие современной цивилизации позволят задуматься над гармоничным развитием человеческой личности. Форма представления продукта проекта - электронное учебное пособие для обучающихся пятых классов.
Проект - комплекс «БоYard» (учителя математики), который решает проблему переработки органических отходов, а также обезвреживания сточных вод. Причем, предлагается использовать новый и принципиально отличный подход - территориальную переработку отходов. Он основан преимущественно на биологической переработке. В своем проекте ребята постарались учесть основные недостатки известных систем биоочистки, таких как высокая, по сравнению с механическими очистными сооружениями, цену и энергозависимость. Комплекс «Боярд» решает проблему утилизации, сортировки, переработки органических бытовых отходов, их транспортировку, значительно уменьшает необходимость использования подземных коммуникаций.
Проект экологического объединения "Растем вместе" (учитель географии) нацелен на разработку программы, устава и законов детского объединения. Основной задачей, которого является развитие творческого мышления за счет перехода от пассивного усвоения знаний к активным действиям, исследовательской и проектной работе.
Особенность этого проекта - привлечение к экологической деятельности учащихся разных возрастов, проведение совместных акций, праздников, походов и т.д.
Проект «Памятники природы Советского района» (учитель биологии) - район города, в котором расположена школа. Ставит своей задачей расширение теоретических основ экологических знаний – определение понятий: памятники природы и их классификация, памятники природы города Нижнего Новгорода и в частности своей малой Родины. В рамках реализации проекта обучающиеся оформили паспорта памятников природы и сделали о них репортажи, с которыми выступили перед другими обучающимися других школ.
Проект «Энергосберегающий тоннель» (учитель физики), целью которого является создание системы дополнительного энергоснабжения тоннеля за счет использования альтернативных источников энергии: потоков воздушных масс и пьезоэлектричество.
2.Участие в олимпиадах по биологии и экологии различного уровня: Всероссийская олимпиада школьников, областная олимпиада «Будущие исследователи науки», Международная дистанционная олимпиада по основам наук. Как результат - призовые места на завершающем этапе участия.
3. Участие в экологических конкурсах: конкурс экологических агитбригад «Наш дом Нижний Новгород», конкурс листовок и плакатов в защиту животных «животные Красной книги, в защиту елки, в городской акции «Посади дерево в своем дворе».
4. Участие в районной и городской конференции НОУ по биологии и экологии, городской конференции «Экология и здоровье».
5. Организация кружковой деятельность по направлениям: естественно-научное и научно-техническое.
Естественно-научное направление включает: кружки «Юный натуралист», «Юный метеоролог», «Юный физик».
Программа экологического кружка «Юный натуралист» рассчитана на 34 часа в год с расчетом 1 час в неделю.
Программой предусматривается получение учащимися не только углубленных теоретических знаний, но и практических.
Содержание каждого блока расширено и углублено за счет практических занятий и экскурсий.
Данная программа включает в себя 5 основных тем:
1. Аквариум – модель пресного водоема.
2. Царство Растений.
3. Царство Животных.
4. Размножение Растений.
5. Озеленение школы и пришкольного участка.
В ходе реализации программы по экологическому образованию и воспитанию школа сотрудничает с различными организациями: Ботанический сад, зоологический музей университета Лобачевского, Дом творчества Советского района, зоопарк «Мишутка», музеем леса.
Экологическое воспитание должно носить ценностный характер - экологические ориентации человека на различные этапы истории общества: цели, идеи, идеалы, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба. Для этого необходимо создание системы нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. Воспитательная система школы «Территория успеха» сроки реализации, которой до 2016 года имеет 5 направлений работы. Одним, из направлений является – экологическое. Оно включает в себя две программы и один проект:
1.Программа «Земля наш общий дом».
2. Проект «Дорога в Сочи»
3.Программа «Школа – здоровый микросоциум»
Цель: Создание условий для социального становления и развития здоровой личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде. (Разработать и внедрить систему работы, обеспечивающую формирование здорового образа жизни и направленную на поддержку занятий физической культурой и спортом.)
Совершенно очевидно, что основные направления деятельности программ и проекта по экологическому воспитанию неразрывно связано с экологическим образованием в школе. И включает в себя:
1. Организацию исследовательской деятельности в области экологии региона, района, и прилегающей к школе территории.
2. Организацию и участие в различных экологических акциях, конкурсах, фестивалях.
3. Реализация экологических проектов.
И так далее… Вовлекая в экологическую работу большую часть учителей.
4. Организация активных видов отдыха: экологические игры на местности, туристические походы.
5. Организация дополнительного образования по направлениям: эколого-биологическому и физкультурно- спортивному.
6. Целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни формирование ценностного отношения к здоровью не только у учащихся, но и у их родителей и педагогов.
7. Организация и проведение мониторинга состояния здоровья учащихся школы.
8. Организация детско-взрослых общностей как обязательного компонента воспитательной работы и оздоровительной деятельности школы.
9. Проведение дней здоровья (каждую четверть) на свежем воздухе, спортивных семейных праздников здоровья на базе школы и на выезде.
2. Ожидаемые результаты
· Обогащение знаниями и опытом общения с природой, богатства природного наследия.
· Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями,
· Овладение организаторскими способностями, расширение кругозора.
· Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.
· Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости в экспедициях.
· Ценностное отношение к своей малой и большой Родине, экологическая культура.
· Положительная динамика состояния здоровья учащихся.
· Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся.
· Рост личностных и спортивных достижений.
· Формирование и устойчивое существование детско-взрослых общностей в проектном пространстве здоровьесберегающих технологий
· Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей.
Эколого-биологическое работа продолжается 5 четверти при организации летнего отдыха учащихся.
Для школьников 5 -8 классов организуется работа пришкольного летнего профильного лагеря «ЭКОС».
Для учащихся 9-11 классов организуется выездная экспедиционная деятельность. Экологическое образование с применением компьютерных технологий успешно реализуется в летней экологической экспедиции «Компьютерная Пустынь». Каждый год в Старую Пустынь отправляются ученики 9-10 классов во главе с руководителям. Научным руководителем экологической экспедиции является к.н. преподаватель НГПУ С. Б. Шустов.
(Лучшей оценкой такой деятельности отзывы школьников – участников экспедиции: «Было очень здорово провести время с одноклассниками, а также завести новых друзей из другой школы. Мы узнали много нового о природе, часто ходили в походы, знакомились с окружающим миром. Сергей Борисович рассказывал о флоре и фауне нашей области, и было заметно, что он любит свою специальность, любит природу, любит изучать ее. Он смог передать свои чувства и опыт всем нам."
Участники экспедиции изучили экологическое состояние карстовых озер, увидели множество великолепных пейзажей и сделали отличные фотографии. Совершили длинный переход (тридцать два километра) к Новодевичьему монастырю, увидели разнообразные природные ландшафты и познакомились с этнографическими особенностями жителей данного района.
Каждый школьник имел нетбук, на котором обрабатывал собранную информацию, вел собственный блог в интернете. В блоге рассказывал обо всем происходящем во время экспедиции, выставлял фотографии, общался с родителями и друзьями.
Таким образом, деятельность школы по экологическому образованию и воспитанию ведется на основе созданных педагогическим коллективом программ и проектов. Задача педагогического коллектива реализовать выбранную модель экологического образования и воспитания, используя системный поход, направленный на формирование экологической культуры личности через определенный минимум экологических знаний, понимание взаимосвязей между явлениями, происходящими в природе.