Информационные технологии
Компьютерные или новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:
1. Проникающая технология – применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач.
2. Основная, определяющая, наиболее значимая из всех используемых в данной технологии частей.
3. Монотехнология – все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики и мониторинга, опираются на применение компьютера.
Информационная технология обучения позволяет усовершенствовать процесс передачи знаний. Учащиеся получают последовательную информацию более насыщенно, наглядно и вследствие этого она становится более доступной, чем при традиционных средствах обучения. Изменение качества учебной информации достигается за счет создания мультимедийных образов, а также из-за возможности альтернативного выбора уровня сложности конкретным учеником. Компьютер как бы учитывает индивидуальные особенности обучаемых, исходный уровень их знаний и умений, что особенно важно при разноуровневой подготовке учащихся (т.е. при работе в условиях реального класса школы).
Компьютер может оказать большую помощь преподавателю и в ряде других случаев. Так, например, если требуется запомнить изучаемый материал, компьютер предъявляет на экране дисплея задание на заучивание. В случае возникновения трудностей компьютер разъясняет некоторые приемы данного учебного умения путем повторного воспроизведения текста, предложения заучить его по частям. При традиционном способе формирования знаний преподаватель не может эффективно работать со всеми учениками одновременно, так как не для всех учащихся применяемый методический вариант эффективен. В такой ситуации преподаватель должен использовать другой вариант закрепления знаний, например, посредством выполнения упражнений и решения задач. Компьютер предъявляет задания в определенной последовательности, ориентируя учеников на постепенное усвоение содержания.
При традиционной технологии обучения учителю практически невозможно осуществить обратную связь с каждым учеником. Материал урока усваивается лишь группой учащихся, что снижает эффективность обучения всего класса. Выявить эти пробелы в знаниях учащихся при традиционном обучении возможно лишь при проведении текущего контроля, а не в ходе процесса объяснения. В случае использования компьютера такие трудности в работе учителя исчезают.
Структура деятельности учителя при планировании и проведении урока на основе ИКТ.
1. Анализ данных по конкретному классу, полученных по результатам психологического мониторинга. Определение методов и форм работы с классом в целом и отдельными учениками.
2. Использование электронной модели учебника на одном из этапов урока, исходя из типа проводимого урока.
3. Проведение тестового контроля (тематического, промежуточного, по итогам урока) с помощью тестовой оболочки, встроенной в электронную модель учебника.
4. Анализ данных педагогического мониторинга с целью корректировки содержания следующего урока в этом классе: например, определить, что было не усвоено и вернуться к этому позднее.
Компьютер предоставляет школьникам возможность комбинировать и рекомбинировать модели, преобразовывать их по масштабу, форме и составу, что особенно важно в биологии, где играют важную роль в формировании знаний о строении живых организмов, систем органов, органов и клеток.
Какую же помощь может оказать компьютер на этапах проверки исходных знаний учащихся и усвоения новых? Преимущество использования компьютера на этих этапах состоит не только в том, что компьютер задает диагностическую программу, обрабатывает полученные результаты, а затем выдает рекомендации учителю по разделению учеников на несколько групп в зависимости от их исходного уровня.
Полученные результаты контроля позволяют учителю скорректировать свою деятельность, т.е. изменить или дополнить объяснение, более подробно остановиться на тех моментах учебного материала, которые вызвали затруднение при понимании и усвоении. Эти же данные открывают учителю возможности для создания программ разноуровневого обучения школьников, дополнительных занятий с отстающими.Своевременное получение данных об успеваемости позволяет выявлять недостатки в учебной подготовке отдельных школьников и всего класса на определенном этапе обучения; планировать и совершенствовать дальнейшую работу учителя по их устранению; уточнять готовность учащихся активно использовать полученные знания и умения при изучении материала на следующем этапе обучения, отмечать, какие знания и умения нуждаются в закреплении на других конкретных примерах. Учащиеся в процессе итоговой проверки имеют возможность осмыслить и обобщить пройденный материал.
Применение компьютера на уроках эффективно лишь в том случае, если контролирующая программа будет предоставлять учителю не только конечный результат, но и данные поэлементного анализа. В этом случае преподаватель сможет получить полную картину усвоения изучаемого раздела, выяснить проблемы в знаниях учащихся, причины их появления и возможные пути устранения. Конечно, подобную информацию можно получить и традиционным способом (например, провести письменную итоговую контрольную работу и обработать полученные данные поэлементного анализа ответов). Однако использование компьютера позволяет учителю не только сэкономить время, затрачиваемое на проверку и анализ контрольной работы, но и получить более объективные данные путем оперативного поэтапного контроля.
В остальных видах контроля компьютер применяется для коррекции деятельности учащихся в процессе обучения или для выявления и оценки результатов этой деятельности. При этом следует отметить, что главной отличительной особенностью компьютерного контроля является то, что с его использованием учитель получает возможность задавать вопросы не только текстового характера, но и модельного, причем как в статике, так и в динамике.
Некоторые методики использования электронного издания в учебном процессе.
Изучение нового материала.
1. Фронтальная работа с классом.
Учитель объясняет материал, используя мультимедиа проектор или мониторы ПК в реальном времени для демонстрации учебных материалов по теме : картинок, схем, анимаций, видеофрагментов и т.д.
2. Самостоятельная работа учащихся с электронным изданием.
Ученик получает от учителя:
А) план изучения нового материала;
Б) промежуточные контрольные вопросы;
В) “шаблон изучения темы” для заполнения;
Г) самостоятельно работает с электронным изданием и заполняет “шаблон изучения темы” ( конспект темы и ответы на контрольные вопросы и т.д.).
Отработка учебных навыков по теме.
1. Фронтальный опрос. Учитель проводит опрос, используя мультимедиа проектор или мониторы ПК в реальном времени для демонстрации учебных материалов без звукового сопровождения. Ученик их озвучивает.
2. Самостоятельная работа учащихся с компьютерными тестами и задачами. Ученик
1) Самостоятельно или в паре с другим учеником решает задачу на ПК
2) Затем повторяет решение, отключив подсказки
3) Решает вторую аналогичную задачу в тетради и проверяет свое решение, вызвав “шпаргалку”
4) Решает аналогичную задачу, составленную учителем, на оценку или составляет аналогичную задачу и решает ее на оценку.
5) Для домашнего решения есть задачи повышенной сложности.
3. Семинарские занятия. Наиболее оптимальным является проведение в данном случае спаренных уроков. Например:
а) Ученики получают вопросы по теме, сформированные в виде 3-х блоков (по 4-5 вопросов в каждом) с разным уровнем сложности (на оценку “3”, оценку “4”, оценку “5”.)
б) Ученики выбирают уровень сложности и 30 минут готовятся по этим вопросам, пользуясь обычным учебником и ЭИ как справочниками. На этом этапе возможно объединение учащихся в пары или группы для совместного поиска ответов на вопросы.
в) В оставшиеся 10-12 минут учитель выборочно дает каждому ученику 1-2 вопроса для ответа на выбранную оценку.
г) Ученик отвечает на контрольные вопросы уже без использования учебников.
4. Самостоятельная работа учащихся с ЭИ по устранению пробелов в знаниях (например, после пропуска уроков по болезни) В данном случае от учителя требуется составление плана работы ученика с ЭИ и обычным учебником (так называемой индивидуальной учебной траектории).
5. Самостоятельная домашняя работа учащихся с ЭУ по подготовке к предстоящей контрольной работе.
6. Работа в парах сменного состава. Особый вид деятельности, позволяющий устранить негативные последствия (слишком большая индивидуализация процесса обучения, невозможность обсудить полученную информацию, найти совместное решение проблемы и т.д.) использования ПК в учебном процессе.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Информационные технологии помогают в работе над созданием проектов. Работа над проектом непосредственно связана с поиском и представлением необходимой информации по поставленной проблеме, поэтому без информационных технологий здесь не обойтись. Поиск и обработка информации с помощью компьютера имеет ряд преимуществ.
1. Интернет – ресурсы предоставляют возможность учащимся быстро и качественно найти необходимый материал.
2. Электронные пособия по биологии содержат не только текстовые файлы, но и звуковые, видео- и фотоматериалы, которые помогут учащимся сделать проектную работу интересной и содержательной.
3. Фотографии, сделанные с помощью цифрового фотоаппарата (лекарственные растения, животные нашего села, самые красивые уголки природы) или видеоматериалы по экологическим исследованиям сразу сбрасываются в компьютер и готовы к дальнейшей работе. Такие навыки работы с цифровой техникой пригодятся каждому.
4. Материалы, собранные в результате проектной деятельности, оформляются учащимися с использованием компьютерных приложений Microsoft Power Point, Front Page, Publisher.
Реализация проектов в рамках учебной программы по биологии с использованием регионального компонента, позволяет учащимся познакомиться с особенностями природы родного края, учит их видеть красоту своего села, наблюдая из года в год за изменениями, происходящими в окружающей среде, выявлять экологические проблемы и т.д.
Привлечение учащихся к проектной деятельности с использованием информационных технологий позволяет расширить их кругозор, показать практическую значимость полученных знаний, воспитать любовь к своей Родине.
Таким образом, необходимость применения современных информационных технологий настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Сегодня каждое образовательное учреждение делает все от него зависящее для информатизации учебно - воспитательного процесса. Наша школа не является исключением.