Проектная деятельность.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.
Как создать проект?
Успех реализации метода проектов во многом зависит от правильно организованной работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях, от подготовки учителем проектного задания до урока, от степени владения учащимися необходимыми для проектной деятельности интеллектуальными, творческими, коммуникативными, социальными и общеучебными навыками и умениями.
Некоторыми из необходимых для проектной деятельности навыками и умениями учащиеся могут владеть еще до начала работы над проектами, другие формируются и совершенствуются в ходе этой работы. И задача учителя – заранее определить, какие умения и навыки из ранее усвоенных потребуются учащимся при работе над тем или иным проектом, а какие придется формировать заново.
В основе любого проекта всегда должна быть проблема. Следует заметить, что проблемный подход к организации учебной деятельности является первым и основным условием для развития критического и творческого мышления учащихся. В ходе обсуждения и решения проблемы учащиеся учатся применять ранее усвоенные знания и приобретенные навыки и умения и овладевают опытом творческой деятельности. Поэтому важным умением при организации проектной деятельности является умение учащихся выявить проблему. Необходимо объяснить учащимся суть проблемы, важность и необходимость ее выявления.
Любая проблема требует решения. Задача учащихся на этапе обсуждения – дать как можно больше аргументированных гипотез. Необходимо провести предварительный тренинг, чтобы подготовить их к данному виду деятельности. Начинать можно с ответов на дискуссионные вопросы, требующие однозначного ответа да или нет, но в которых имплицитно не содержится ответ. Далее учащиеся учатся давать аргументированные ответы на вопросы, используя факты и данные источников. А если к аргументации ответов последовательно подключать других учащихся, можно превратить мотивированные ответы на отдельные вопросы в дискуссию. Учашиеся делают выбор одного из контрастирующих подходов к проблем, который учит учащихся сопоставлять, сравнивать явления и делать выводы. Далее учащиеся учатся высказываться по поводу серии дискуссионных вопросов, что не только стимулирует их желание высказаться, но одновременно дает направление их мысли. Рассмотрение альтернативных точек зрения, совместное обсуждение (controversy), обмен мнениями, учит учащихся приходить к консенсусу.
Для отработки интеллектуальных умений необходимо, чтобы учащиеся выполняли задания, предполагающие решение учебных задач по переработке информации.
Работа над проектом основана на взаимодействии, совещательности, взаимопомощи и взаимной ответственности всей учебной группы. Для выявления межличностных отношений и предпочтений можно использовать такие приемы, как анкетирование, интервью, беседы.
Для отработки интеллектуальных умений необходимо, чтобы учащиеся выполняли задания, предполагающие решение учебных задач по переработке информации.
Работа над проектом основана на взаимодействии, совещательности, взаимопомощи и взаимной ответственности всей учебной группы. Для выявления межличностных отношений и предпочтений можно использовать такие приемы, как анкетирование, интервью, беседы.
Учителю необходимо подобрать такие задания, чтобы, выполняя их, школьники учились организовывать работу внутри малых групп сотрудничества: знакомиться с материалом, планировать работу, распределять задания и роли, обсуждать общие задания и индивидуальные результаты, подводить итоги выполнения заданий.
При выполнении первых проектов существенную помощь могут оказать памятки. Как правило, они предъявляются на этапе непосредственного совершенствования навыков и умений, предваряя саму деятельность. Это могут быть памятки, объясняющие суть проектной деятельности, правила проведения спора, как отобрать материал, провести исследование, подготовиться к промежуточной аттестации и др. Даже в ходе работы над проектом учащиеся могут обращаться к ним, в случае необходимости, храня их в папках со всей проектной документацией.
Таким образом, мы видим, что учащиеся должны быть определенным образом подготовлены, чтобы вести аналитическую поисковую деятельность. Пропедевтический курс со специально разработанными заданиями и памятками позволяет подвести учащихся к уровню, достаточному для начала проектной деятельности.
Немаловажное значение для успешной организации проектной деятельности учащихся имеет также подготовка учителем проектного задания до урока.
Учителю предстоит заранее выделить темы, наиболее сложные в плане понимания, усвоения, чтобы дать возможность учащимся самостоятельно в них разобраться, более глубоко и детально вникнуть в материал. Тема должна быть достаточно гибкой, чтобы можно было рассматривать ее с разных точек зрения. Следует обратить внимание на проблемный характер темы.
При выборе темы необходимо исходить не только из интересов учащихся (познавательных, творческих или прикладных), но и практической, теоретической, социальной, познавательной и прочей значимости результатов проектной деятельности как для самих учащихся, так возможно и для школы. Такой подход позволит создать единую программу, состоящей из серии взаимосвязанных между собой единой проблемой проектов.
Возможную проблему проекта учитель формулирует для себя и на уроке учащимся ее не озвучивает. Конкретную проблему будущего исследования школьники должны будут сформулировать сами.
Далее учитель готовит ситуации, на основании анализа которых учащиеся и будут строить свои размышления, выявлять проблему, выдвигать возможные гипотезы решения выявленных проблем.
Практически все проекты предусматривают самостоятельную работу учащихся с информацией. Наряду с возможностью самостоятельного поиска информации необходимо предоставлять учащимся и готовую информацию. Причем информация должна отражать различные точки зрения на один и тот же вопрос или проблему. Такая вариативность позволит не сковывать самостоятельность и инициативу учащихся. Подбор материала под конкретный проект должен быть организован до начала работы над проектом. Кроме того, поиск любой информации должен быть максимально облегчен. Вопрос можно успешно решить с помощью школьной медиатеки, одного из структурных подразделений современной школы, в котором учителям и учащимся дается возможность доступа к различным информационным носителям. Зная тему, проблему проекта, возможности учащихся, учитель вместе с сотрудником медиатеки согласовывает предполагаемые источники информации, способы доступа к ним и обработки отобранного материала. Необходимая для проекта информация распределяется по отдельным темам или разделам в виде ссылок на рекомендуемые источники. Предлагаемая статья, видеоматериал, журнал сопровождаются аннотацией. Работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.
В нашей школе сложилась система работы на основе проектной деятельности. Ежегодно проходит такое событие как конференция-конкурс "Парад Проектов". На конференции представлены информационные, учебные, социально-творческие проекты. В «Параде проектов» принимают учащиеся 5-11 классов, вовлекаются и учащиеся начальной школы, в этом году учащиеся других школ во главе со своими руководителями. Проекты школьников и учителей оформляются в виде ежегодного сборника, который тиражируется в рамках района. Выбор тем каждый год очень разнообразен, но наибольшее количество тем имеет экологическую направленность. На этапе подготовки к защите проектной работы учащиеся разрабатывают мультимедийную компьютерную презентацию для наглядной демонстрации результатов своей работы. Защищая проектную работу, аргументируя и доказывая правильность выбранного построения, способа действий, свою точку зрения, ребенок получает практический опыт готовности к реальной деятельности.